НЭЙЦЗЯЦЮАНЬ Мифы и реальность 2

Эта статья является попыткой понять, что есть миф и что есть реальность современного нэйцзяцюань, который «вышел в мир» в XVII-XIX вв. и включает в себя тайцзицюань, синьи/синъицюань, багуачжан и практически неизвестный люхэбафацюань. (продолжение) Тайцзицюань Направления современного тайцзицюань («кулак Великого предела») – чэнь, ян, у, хао, сунь и производные от них ветви берут свое начало от цюань фа семьи Чэнь из деревни Чэньцзягоу уезда Вэнь провинции Хэнань. Но в Китае и за его пределами также практикуются и многие так называемые «семейные» стили тайцзицюань. Поэтому иногда, когда говорят о конкретном стиле, неясно, о чем идет речь. Например, что подразумевается под понятием «даосский тайцзи», «даосские воинские искусства» и т. п. Здесь что имеют в виду? Это тайцзи (стили ушу), практикуемый даосами, тайцзи (стили ушу), основанный на понятиях даосской философии, использующий определенные «даосские практики», или что? Правомерно ли все «внутренние» стили ушу относить к понятию «даосские»?Безусловно, нет. По известным причинам понятие «даосский ушу» ассоциируется с направлением «удан пай», практикуемым в Уданшань (горы Удан в северо-западной части провинции Хубэй), где представлены оригинальная форма удан саньфэн тайцзи, а также многие другие и традиционные, в том числе исконно уданские, и современные стили китайского цюань фа и цигун. Уданшань называют «Меккой нэйцзяцюань», так как здесь слились воедино религиозный даосизм и практика внутренних воинских искусств, рассматриваемая как часть начального этапа даосской внутренней алхимии, которую называют вай чжуан («укрепление внешнего»), где в процессе духовного развития совершенствование тела предшествует совершенствованию сознания. Вместе с тем, сейчас довольно часто псевдомастера присовокупляют к названиям своих стилей термин «даосский», в чем усматривается стремление придать ему некую «уникальную» ценность и значимость. Основной вопрос, являющийся «яблоком раздора», – это источник знаний, на основе которых возникло то, что стало чэнь-тайцзицюань. Есть две основные противоборствующие стороны, каждая из которых пытается доказать: • тайцзицюань создан легендарным даосом Чжан Саньфэном, и это знание семья Чэнь получила извне; • представители семьи Чэнь на основе знаний, «испокон века культивировавшихся внутри семьи Чэнь», создали радикально новую систему цюань фа. Сегодня мы познакомимся с версией сторонников Чжан Саньфэна. Самая стойкая легенда утверждает, что тайцзицюань создал даос Чжан Саньфэн, который то ли увидел бой сороки и змеи, то ли ему воинское искусство во сне было передано даосским божеством... Некоторые исторические документы, но больше устная традиция, утверждают, что Чжан Саньфэн занимал государственные посты, был цзинь ши (одна из высшихученых степеней), путешествовал по Китаю в поисках знаний и на горе Хуашань в уезде Хуаинь провинции Шэньси (одна из пяти «Священных гор даосизма») встретил даоса Цзя Дэшэна по прозвищу «Огненный Дракон», который обучил его методам укрепления здоровья, даосским методамсамосовершенствования и искусству тайцзицюань. Впоследствии Чжан Саньфэн поселился в Уданшань в провинции Хубэй и практиковал внутреннее воинское искусство, основными принципами которого были: • «малым достигать большого – использовать сознание, а не грубую силу»; • «покоем контролировать движение, мягкостью преодолевать жесткость»; • «неторопливостью побеждать скорость – начинаешь движение вторым, оканчиваешь движение первым»; • «в контакте с противником, прилипнуть и неотрывно следовать, заставить его провалиться в пустоту». Чжан Саньфэну приписывается организация тайцзицюань в «13 позициях» (шисань ши), которые представляют 8 методов (ба фа) применения цзинь (усилия всего тела) и 5 способов действий ног (у бу), соотносившихся с принципами взаимоотношений 8 триграмм (ба гуа) и 5 первоэлементов (у син). В нескольких исторических документах упоминается, что в XVI-XVII веках в юго-восточных провинциях Китая практиковалось направление ушу, называемое «нэйцзяцюань», теория и методы тренинга которого противопоставлялись шаолиньцюань, который назывался «внешней» школой. И некоторые из этих документов говорят о причастности к «нэйцзяцюань» Чжан Саньфэна. Упомянем исследования мастера У Тунаня (1885-1993), который из 108 лет своей жизни 102 года практиковал тайцзи и иные направления нэйцзяцюань, автор ряд книг. У Тунань указывает на более ранние упоминания о практике «внутреннего» воинского искусства, чем времена Чжан Саньфэна, и выделяет две линии развития тайцзицюань – южную и северную.                Самые первые упоминания о тайцзицюань У Тунань относит ко временам династии Лян (502-557) и уроженцу уезда Шэсянь провинции Аньхой Чэн Линси, который учился воинскому искусству «тайцзицюань» у некоего Хань Гунъюэ и обладал высоким воинским мастерством. В семье Чэн тайцзицюань передавался до времен династии Южная Сун (1127-1279) и Чэн Би, который изменил название тайцзицюань на сяоцзю тянь фа («метод девяти малых небес») и обогатил систему техниками использования локтей. Что касается системы сяоцзю тянь фа, то утверждается, что до нас дошли только названия форм, по преданию идущие от учителя Чэн Линси – Хань Гунъюэ, которые обнаруживают явное сходство с названиями форм современного тайцзицюань. Также носителем традиции называется даосский ученый и поэт времен династии Тан (618-907) Сюй Сюаньпин из провинции Аньхой (из тех же мест, что и Чэн Линси), которому принадлежат заслуги развития тайцзицюань до 37 форм [имеются ввиду отдельные техники] и написания ряда трактатов по кулачному искусству. У Тунань утверждает, что именно в трактатах Сюй Сюаньпина впервые появляются понятие «восьми видов цзинь», на которых базируется боевая техника тайцзицюань, понятие «умения понимания силы» (дун цзинь), впервые указываются понятия «чжань, нянь, лянь, суй», т. е. «сцепление, прилипание, неразрывность и следование», определяющие главный специфический принцип боя в тайцзицюань и принцип тренинга движения тайцзицюань – «естественно, медленно и непрерывно, подобно долгому течению большой реки» (поэтому это кулачное искусство иногда называли чаньцюань – «кулак долгих, нескончаемых форм»). Исследуя историю создания тайцзицюань, трудно обойти стороной как личность Чжан Саньфэна, так и легендарные горы Удан. Горы Удан – место сосредоточения даосских храмов и монастырей – расположены в центральной провинции Хубэй и являются священным местом китайского даосизма (поэтому удан пай и называют «даосским ушу»). Удан – относительно небольшой горный массив, насчитывающий 72 вершины. Самая высокая вершина (1612 м) носит название Тяньчжу – «Золотая вершина». Красота Уданшань гармонична и величественна. Это место называют «Страной чудес», «Первейшей волшебной горой в Поднебесной». В древности горы Удан носили название Тайхэшань («горы Великой гармонии»). В период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) здесь происходили сражения между армиями царств Чу и Цинь. Тогда же эти горы стали называть Удан («у» – «воинский», «дань» – «сопротивление»). Основа уданского ушу сформировалась в XII-XIV веках на базе религиозно-философского учения даосизма, и здесь в единое направление сплавились даосские оздоровительные методики, техники дыхания, психомедитативный тренинг и различные кулачные методы. Характерной особенностью является то, что боец стремился достичь состояния естественности, единства с окружающим миром – тот, кто совершает или провоцирует агрессию (нарушает это единство и равновесие), как чужеродный элемент обречен на гибель. Отсюда приоритет неагрессивной обороны. Утверждается, что уданский тайцзицюань практикуют в Уданшань со времен Чжан Саньфэна. Объективно весьма трудно проверить это утверждение, но уданский тайцзи отличается оригинальным своеобразием. В уданском тайцзи практикуют традиционные комплексы: «13 форм тайцзи»; «28 форм»; «48 форм»; «108 форм», но также есть и более современные комплексы – «18 форм», «54 формы» – последний комплекс является упрощенной переработкой комплекса «108 форм». Комплекс «13 форм [шисань ши] саньфэн тайцзи» называют «материнским кулачным методом тайцзицюань», и он считается самой старой формой тайцзи, где представлены 8 типов усилия – -«пэн» («отражение», триграмма цянь), -«люй» («откатывание», триграмма кунь), -«цзи» («надавливание», триграмма кань), -«ань» («толкание», триграмма ли), -«ле» («раскалывание», триграмма чжэнь), -«цай» («срывание», триграмма сюнь), -«као» («удар плечом», триграмма гэнь) и -«чжоу» («удар локтем», триграмма дуй) и 5 типов шага – -«цзинь бу» (шаг вперед, металл), -«туй бу» (шаг назад, дерево), -«цзо гу» (взгляд влево, вода), -«ю пань» (взгляд вправо, огонь), -«чжун дин» (центрированное равновесие, земля). Сейчас уданский тайцзицюань существует как самостоятельный элемент в направлении удан саньфэн пай («уданская школа Саньфэна»), которое включает ба мэнь («8 ворот»): тайцзи мэнь («врата Великого предела»), синъи мэнь («врата формы-намерения»), багуа мэнь («врата 8 триграмм»), бацзи мэнь («8 пределов»), басянь мэнь («8 бессмертных»), сюаньгун мэнь («мистическая работа»), люхэ мэнь («6 соответствий») и цзюгун мэнь («работа 9 направлений»). Также в Уданшань до сих пор практикуются многие местные традиционные стили, некоторые из которых: • удан тайи усин циньпу («уданские захваты и набрасывания 5 элементов и Великого Одного»), также называемый уданцюань («уданский кулак»). Создан даосом Чжан Шоусином в конце XV века, имеет 23 формы тренинга, 35 методов использования рук и 18 методов передвижения. Движения стиля характеризуются спиралевидной, змееподобной формой [кстати, одним из источников этого стиля указывают шисань ши («13 базовых форм») Чжан Саньфэна]; • кунмэньцюань («кулак врат Пустоты»), основателем которого является хубэец Сунь Тинчжан; стиль характеризуются использованием «звериных» форм (дракона, тигра, феникса, ласточки и др.); • юмэньцюань («кулак врат рыбы»), в котором выброс усилия подобен движениям рыбы; • уцзицюань («кулак Беспредельности»); • цзюгун шиба туй («18 ног девяти дворцов»), в котором превалируют удары ногами; • удан цзянь («уданский прямой меч») – один из главных видов уданского оружия. Техника удан цзянь разнообразна и изобилует изощренными медленными и стремительными, прямолинейными и круговыми движениями, где мягкость мгновенно трансформируется в жесткость. Используются и низкие положения, и прыжки в высоту. Эта форма воинского искусства также совершенствует здоровье практикующего – концентрация сознания способствует успокоению эмоциональной сферы (синь) и развивает стрессоустойчивость, сложная форма движений развивает гибкость, эластичность, внешнюю и внутреннюю силу тела. Продолжение следует. По материалам НЭЙЦЗЯЦЮАНЬ Мифы и реальность № 3-4 (15-16) 2008
Запись опубликована в рубрике Великий Предел, Новости Школы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий