Легенды Кунг Фу

Вокруг боевых искусств ходит множество мифов. Как правило, люди этим мифам верят, их принимают за истину, так как не знают истинного положения вещей. Эти мифы настолько укореняются в массовом сознании, что любая попытка их опровергнуть часто воспринимается в штыки: «Да что вы такое говорите? Ведь ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что дело обстояло совсем не так!» И все же попытаемся заняться этим неблагодарным делом. (продолжение) Миф 1. Ушу – это китайская гимнастика Есть поговорка: «Не путайте каратэ с распространенным в нашей стране одноименным видом спорта». То же самое можно сказать и про ушу. В буквальном переводе слово «ушу» означает «боевые искусства», это слово является общим названием для всех боевых искусств Китая. Однако в XX веке китайское правительство решило создать новые виды спорта на основе ушу. Так, в частности, появилась разновидность художественной гимнастики, которую официально назвали «соревнованиями по исполнению комплексов ушу». Эту «гимнастику ушу» стали преподавать в школах и официально пропагандировать по всей стране и за рубежом. Вот поэтому и сформировалось мнение, что ушу – это, якобы, гимнастика. На самом деле у реального ушу со спортивным ушу («гимнастикой ушу») нет практически ничего общего, это – два разных явления, называемых одним и тем же словом, отсюда и происходит путаница. Миф 2. Существуют два разных китайских единоборства – «ушу» и «кунфу» Термин «кунфу» – это искаженное европейское произношение китайского слова «гунфу». Словом «гунфу» в Китае называли любой вид деятельности, в котором можно совершенствоваться. То есть термин «гунфу» может быть отнесен к боевым искусствам, но он также может быть отнесен и к искусству кулинарии, и к работе художника, и к хоровому пению. Термин же «ушу» обозначает именно боевые искусства. Таким образом, «ушу» и «кунфу» – это просто разные устоявшиеся названия одного и того же явления. Миф 3. Боевыми искусствами занимались высоконравственные мудрецы Наивно-юмористическим опровержением этого мифа служит ссылка на классические гонконговские кинобоевики-кунфу, где для того, чтобы забить насмерть одного-единственного «главного гада», обычно требуется от двух до пяти положительных персонажей, и то им это еле-еле удается. Если же говорить более серьезно, то нужно разбираться с вопросом: а ЗАЧЕМ люди в древности вообще занимались боевыми искусствами? Отнюдь не ради побед в спортивных состязаниях, которых просто-напросто не было. И не ради развлечения или поправки здоровья (такие тенденции стали появляться лишь в конце XIX века). Люди занимались боевыми искусствами потому, что это было НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ. В противном случае на них бы просто никто не стал тратить времени – жизнь была тяжелой, никаких программ социального обеспечения не существовало, и заработать на еду было очень и очень трудно. Какие категории населения серьезно занимались боевыми искусствами? Отчасти армия – но лишь отчасти. В разговоре об армии нужно обязательно учитывать исторический период и конкретное место действия. С одной стороны, путешественники второй половины XIX века по северному Китаю, оставили немало зарисовок занятий ушу в армии, но с другой стороны, в китайской истории известны периоды, когда армию, к примеру, комплектовали в основном из преступников, в солдаты ссылали в качестве наказания – естественно, таких людей особо серьезно ничему не обучали. Без участия в боевых действиях армия тоже «застаивалась» и начинала разлагаться – прекрасно изобразил картину загнивания элитной «восьмизнаменной» армии в конце династии Цин знаменитый китайский писатель Лао Шэ в своем неоконченном романе «Под пурпурными стягами». Кто же занимался боевыми искусствами из гражданских лиц? Те, чья повседневная жизнь была связана с высокой вероятностью вступления в бой. Это – жители пограничных мест, а также те, кому приходится путешествовать по местам, где высок риск нападения бандитов – профессиональные охранники караванов. Сюда же относятся телохранители, а также сами бандиты, и те, кто с этими бандитами боролся. Трудно поверить, что "гориллы"-телохранители, бандиты с большой дороги или профессиональные рубаки из пограничных войск окажутся высокоморальными мудрецами, иначе откуда бы взялось пронизывающее всю конфуцианскую культуру презрение, испытываемое «гражданскими» к «военным»? Действительно, некоторые поговорки ушу открытым текстом говорят, что люди, на высоком уровне владеющие боевыми искусствами, могут встретиться как с одной, так и с другой стороны баррикады, как среди лояльных граждан своей страны, так и среди бандитов и убийц. Некоторые стили особенно и не скрывают, что среди мастеров некоторых поколений попадались и разбойники, которые даже включены в официальную генеалогию стиля. Так, от бандита выводит свою генеалогию одна из ветвей стиля богомола. У бродячего бандита изучал боевую технику знаменитый мастер Лю Дэкуан, оставивший свой след во многих известных стилях, вплоть до такого популярного, как багуачжан. Поэтому не надо пытаться переписывать историю, жизнь имеет и светлую и темную стороны, и надо стремиться перенимать положительное даже у сугубо отрицательных персонажей. Миф 4. Боевыми искусствами занимались в основном в монастырях и в основном монахи Монастырь всегда и везде – в любой стране мира и в любой конфессии – был местом, где уединялись люди с целью РЕЛИГИОЗНОЙ практики. Если в каких-нибудь голливудских или гонконговских кинолентах какой-нибудь монастырь изображают в виде университета боевых искусств, то это – исключительно плод фантазии авторов фильма. В реальности даже в знаменитом монастыре Суншань Шаолинь боевыми искусствами занимались далеко не все. Горы Суншань – довольно глухое место, где жило много бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали – вот и приходилось монастырю содержать охрану, «монашеские войска». Именно «монахи-воины» из «монашеских войск» в основном и практиковали боевые искусства. Причем надо отметить, что очень часто «монахами-воинами» становились люди, которые и в мирской жизни до монашества занимались боевыми искусствами (например, участники разгромленных антиправительственных организаций, скрывавшиеся от властей). История шаолиньского ушу также содержит немало примеров того, как уровень монастырского боевого искусства резко поднимался после «прилива свежей крови» из мирских стилей: так было при династии Сун, когда Цзюэюань разработал пятиступенную систему обучения и свои знаменитые «72 приема», так было при династии Юань, когда патриарх Фуцзюй собрал 18 знаменитых мирских мастеров, обогативших монастырскую технику... Миф 5. Существует стиль боевого искусства, который изучали в монастыре Суншань Шаолинь Истина в том, что шаолиньское ушу – это не один стиль, а конгломерат стилей. В монастыре всегда было много учителей, каждый из которых обучал несколько учеников, и каждый из учителей учил своему и по-своему. В результате о едином стиле говорить невозможно. Естественно, за века совместной жизни и параллельного преподавания происходил обмен техникой, некая стандартизация, взаимопроникновение принципов, но никто и никогда не ставил задачу приведения всего к единому знаменателю, стандартизации преподавания. И поэтому сейчас занимающиеся шаолиньским ушу обычно уточняют, что практикуют такой-то из шаолиньских стилей, ибо заниматься всеми шаолиньскими стилями одновременно – невозможно. Миф 6. Существовало два шаолиньских монастыря – Северный и Южный. Южный был сожжен маньчжурами за антиправительственную деятельность, и от пяти уцелевших монахов пошли южные стили ушу Если в существовании Северного Шаолиня (монастыря Шаолинь на горе Суншань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань) никаких сомнений нет – он существует до сих пор – то с южным все не так просто. В первой половине XX века знаменитый исследователь ушу Тан Хао из Центрального Института гошу в Нанкине посвятил этому вопросу специальное исследование. Он поехал в провинцию Фуцзянь, где, согласно легенде, находился монастырь Южный Шаолинь, и первым делом обнаружил, что разные географические ориентиры (горы и т.п.), рядом с которыми согласно легендам стоял монастырь, в реальности отделены друг от друга сотнями километров и в некоторых случаях даже находятся в разных провинциях. Изучение уездных документов, в которых были зафиксированы все когда-либо стоявшие в этих уездах храмы, также не позволило обнаружить хотя бы один храм с названием, похожим на «Шаолинь». Зато обнаружилось удивительное совпадение перипетий легендарной истории храма, имен основных персонажей и т.п. с текстом средневекового романа «Вань нянь цин», где рассказывается о тайном путешествии на юг маньчжурского императора и об уничтожении монастыря Южный Шаолинь. На основании своего исследования Тан Хао сделал однозначный вывод: никакого монастыря Южный Шаолинь не существовало, а вся история является пересказом романа XVIII века, содержание которого, попав в крестьянскую среду, стало передаваться из уст в уста, и в итоге было принято за рассказ о реальных событиях. Березнюк С.Л. Мифы боевых искусств Китая, 2002 (продолжение следует)
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий