НЭЙЦЗЯЦЮАНЬ Мифы и реальность

Эта статья является попыткой понять, что есть миф и что есть реальность современного Нэйцзяцюань, который «вышел в мир» в XVII-XIX вв. и включает в себя тайцзицюань, синьи/синъицюань, багуачжан и практически неизвестный люхэбафацюань

   

Мастер нэйцзяцюань Хуан Бонянь, говоря о китайских традиционных ушу, писал: «К сожалению, кулачные формы в нашей стране всегда сохранялись в тайне. Их всегда преподавали устно и никогда не записывали в письменной форме. Вот почему многие превосходные кулачные формы были утеряны из-за упорства предков, опасений, недостатка доверия и подозрений. Это самое большое препятствие в мире воинских искусств».

Как правило, история многих стилей китайских ушу являет собой собрание мифов и устных легенд, которые нередко «подстраиваются» под определенную историческую героическую личность, некоего выдающегося мастера, мистико-легендарного героя или божество, но действительность и реальные исторические факты не имеют с этим ничего общего. Кроме того, в ушу наблюдается общая тенденция искусственно делать определенные стили более старыми (в Китае есть высказывание «хоу гу бао цзинь», что приблизительно переводится: «ценить старое, не ценить новое» – это выражение превосходно описывает подход многих адептов ушу к родословным своих стилей), что как бы добавляет ценности стилю. Это характерно не только для мастеров прошлого, но и для новейшей истории. Также часто реальная история весьма вольно трактуется адептами конкретных стилей. Нередко в таких историях фигурируют случайно встреченные некие «загадочно-таинственные даосские/буддийские» монахи, «замечательные люди», обладающие сверхспособностями, случайно найденные рукописи с описанием уникальных теорий и техник и т. п.                           В большинстве случаев просто поражает та наивно-примитивная форма историй создания различных стилей ушу, которыми нас время от времени потчуют наши братья китайцы и доморощенные «знатоки». Поэтому иногда весьма трудно добраться до реальной исторической правды. С другой стороны, многие из тех, кто считает себя носителем традиции ушу, даже не утруждают себя тем, чтобы хотя бы в первом приближении разобраться в исследуемом вопросе. Как правило, в лучшем случае излагается устно передаваемая версия со ссылкой на известного или якобы существовавшего мастера. Есть и другой аспект проблемы – исследуемая тема традиционно консервативна и закрыта от посторонних. Традиционные китайские воинские искусства (ушу) являют уникальный культурный феномен одной из великих мировых цивилизаций и представляют собой многогранный комплекс оздоровительных методик, психофизических практик и техник самозащиты. Многие мастера ушу, оставившие заметный след в истории Китая, являют пример непоколебимого духа и высочайшей нравственности. С другой стороны, история ушу – это великий миф. Известны несколько систем классификаций стилей китайского цюань фа («кулачный метод», «кулачная техника») – религиозные (даосские, буддийские, мусульманские), географические (уданские, эмейские; северные, южные) и т. п., но ни одна из них не отражает реального отличия одного стиля (направления) от другого, часто определяется лишь традиционным историческим характером, а иногда являет исключительно примитивный взгляд на предмет. Например, бытует точка зрения, что в северных стилях (бэй пай) цюань фа больше развита техника ног, а в южных (нань пай) техника рук. Под это утверждение «подводится» примитивное обоснование, что, дескать, на севере Китая проживают более рослые народности, что горная местность способствует развитию силы ног и, следовательно, это влияет на технику ударов ногами. Вздор! Действительно, место рождения наиболее эффективных стилей цюань фа, где основной упор делается на развитие техники ног – чо цзяо и тань туй – это север Китая. Но вместе с тем, здесь же были развиты иные эффективные системы – тайцзи, синьи/синъи, багуа, бацзи, танлан и др., где основной упор сделан на технику рук, а техника ног, как правило, заимствована из чо цзяо или тань туй, что, впрочем, характерно и для южных стилей. Наибольшее распространение получило деление направлений китайского цюань фа на «внешние» (вайцзяцюань – «кулак внешней семьи») и «внутренние» (нэйцзяцюань – «кулак внутренней семьи»), которое окончательно оформилось в конце XIX–начале XX века. Это деление исключительно надуманное. В его основе лежит невежественное утверждение о том, что якобы в основе тренировочной теории вайцзя лежит развитие физических качеств (силы скорости и т. п.), а в основе нэйцзя лежит использование ци – «внутренней энергии», развитой «внутренним тренингом». Но методы «внутренней работы» (нэйгун) присущи практически любому развитому стилю китайского цюань фа, в том числе классическому «внешнему» стилю – шаолиньцюань и многим другим. Желание «подогнать» конкретный стиль под определенный стандарт породило так называемые «полумягкие» стили, к которым относят тунбэйцюань, бацзицюань, байхэцюань и другие. Однозначно можно говорить, что все стили ушу/цюань фа – это ветви одного дерева, имеющие один корень (китайская культура) и стремящиеся к одной цели – «достичь хорошего здоровья, защищать себя, свою семью и свою страну». Ни один из них не есть лучше другого и «внутреннее» не превалирует над «внешним» и наоборот, а их боевая эффективность зависит от правильного тренинга с полной самоотдачей, основывающегося на реальной, проверенной столетиями тренировочной системе и отношения адепта к тому, что и как он изучает. Продолжение следует По материалам НЭЙЦЗЯЦЮАНЬ Мифы и реальность № 3-4 (15-16) 2008
Запись опубликована в рубрике Великий Предел, Новости Школы с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий