Продолжение
Начало см. http://wuxing.com.ua/2020/01/08/o-kitayskih-drakonah/
Китайская мифология - это сочетание различных образов драконов, которые находят отражение в архитектуре и в искусстве. Сегодня в стране огромное количество памятников, посвященных драконам.
Данные мифические животные занимают важное место в культуре еще с древних времен. Изображения драконов часто находят при археологических раскопках. Основные племена, образовавшие китайское государство, считали его тотемным культом. Они верили, что он обладает магической силой и сочетает в себе особенности других зверей.
Мать Драконов
В китайских легендах существует мать драконов, Лун Му 龍母 , которая была изначально смертной женщиной. По преданию, она увидела белый камешек у реки, оказавшийся настоящим яйцом. Из него вывелись 5 маленьких змей. Мать драконов растила и заботилась о пяти драконах.
Лун Му жила в бедной семье, но лучшую еду, она отдавала своим детенышам. Они немного выросли и начали помогать маме. Они были водными духами, способными управлять погодой. Во время засухи Лун Му просила их посылать дождь. Все крестьяне в деревне были ей очень благодарны и нарекли ее матерью драконов.
В Китае тем временем к власти пришел Цинь Шихуанди, объединивший страну и ставший императором. До него дошли слухи о Лун Му и ее драконах. Он отправил ей богатые дары из золота и нефрита и приказал приехать в Сяньян 咸阳, столицу империи (пров. Шэньси), что недалеко от Хуанхэ, далеко на севере. К этому времени Лун Му была уже пожилой женщиной со слабым здоровьем. Ее взрослые сыновья-драконы испугались, что она не выдержит такого длинного путешествия, беспокоились и за ее безопасность в столице. Но императора нельзя было ослушаться. Когда Лун Му взошла в лодку, подчиняясь приказу императора, драконы поднырнули под лодку. И как только она тронулась, они потащили ее назад, так что лодка, как не пытались матросы, никак не могла пересечь Гуйлинь. В конечном итоге чиновники смягчились и позволили ей вернуться домой. Поняв это, один из Драконов посадил ее себе на спину и отвез обратно. После смерти Лун-му стали почитать как богиню, потому что драконы никогда никого не носили на спине, кроме нее. После ее смерти драконы долго оплакивали Лун-му, затем обернулись в людей и похоронили свою мать. Впоследствии они стали «пятью великими учеными» 五秀才 .
Они стали примером сыновней почтительности и родительской любви – одного из основных принципов, на котором зиждется вся китайская культура. Позднее Лун Му была обожествлена. В Китае можно найти храмы, построенные для Лун Му. Даже сейчас она является популярной богиней, которая покровительствует детям и родителям.
Классификация драконов
На сегодняшний день известно более 100 видов драконов. Все они имеют различные имена. Китайцы разделили драконов на группы, в которых каждая порода имеет свои отличительные характеристики.
Главная роль в Поднебесной отводилась дракону-прародителю Лун-Вану, он властвует над стихией воды и позиционируется как Царь над всеми драконами.
Размер Лун-вана был в длину около 500 метров, его изображали с головой, на которой красовался гребень или оленьи рога. Глазки его были заячьими, уши – коровьими, шея- змеиной. Хребет туловища украшался 81 шипом и чешуей карпа. Лапы существа были похожи на тигриные, а когти на них – на ястреба. Голос дракона – звучал как гонг. Под его подбородком чешуя немного выступала (на 12 дюймов) и росла в обратном направлении. Этого было достаточно, чтобы сразить человека. На голове у Луна прямо на лбу был некий нарост (гора Бошань), а под подбородком блестела жемчужина.
Дракон Лун служил олицетворением всей земли целиком и являл собой единение неба и воды. Согласно легендам Лун жил в колодцах и обитал около «земных жил», которые защищал и охранял. Также он сторожил клады. Когда Лун повзрослел, он стал владыкой морей и поднялся на престол царя, управляющего всеми драконами.
В китайской философии Лун воплощал небесную мужскую силу Ян, его связь с землей и женским началом Инь была безвозвратно утрачена. Место обитания Луна со временем тоже менялось: летом он парил в небе, осенью перебирался в море, а в зимний период – спал под землей. Иногда Лун-вана можно увидеть парящим в небе в белоснежных облаках, объятым оранжевыми языками пламени и плывущим на лазурных волнах океана.
Еще чуть позднее Лун-ван обрел могущественную силу и подчинил себе несколько богов: Лэй-гун (владыку грома), Фэн-бо (властелина ветра) и непревзойденную богиню Дянь-му (владычицу молний) и Юй-ши (бога дождя).
После появления учения о взаимосвязи цветов и пяти элементов (начало 4 века до н. э.), владения Луна увеличились, но он не смог успевать везде, из-за этого Лун разделился на 5 братьев, которые защищали весь мир. Проживали они в водах морей в 5 дворцах, которые имели название согласно сторонам света:
- зеленый дракон Дунхай Юйгуан 东海敖广 или Ао-Гуан (Восточно-Китайское море) - Цин-лун – восточный дворец ; он всегда ассоциируется с весной, поэтому дракон этот изображался всегда яркого зеленого цвета. Считалось, что это изображение приносит счастье тем, кто его видит, поэтому его всегда размещали на военных знаменах. Цин-Лун также являлся духом - стражником дверей;
- белый дракон Сихайю 西海敖闰 или Ао-Рун (Западное море, Индийский океан) - Бай-ху – дворец западный. Бай-ху считался покровителем запада и царства мертвых, поэтому изображение помещалось на погребальных сооружениях. Считалось, что он защищает живых от нечисти.
- красный дракон Наньхай Юйцинь 南海敖钦 или Ао-Цинь (Южное море) - Чжу-цяо – дворец южный ; являлся духом юга и изображался как птица Феникс.
- черный дракон Бейхай Юйшунь 北海敖顺 или Ао-Шунь (Северное море, Байкал) - Сюань-у – северный дворец ; олицетворяет суровый дух севера, который тесно связан с водой. Изначально Сюань-у изображался в виде черепахи, обвитой змеей.
- желтый дракон, отвечающий за землю и ее центр - Тай-и – дворец серединный. Едой драконам служили драгоценные опалы и жемчуг.
В мифологии Китая существовали и другие виды драконов, в древних китайских текстах говорится более чем о 100 видах лун. Среди них выделялись некоторые породы драконов:
Тяньлун – Небесный дракон, защищает владения богов, сопровождает их и возит богов на колесницах. Признан самым сильным среди драконов. Камни от его прикосновения превращаются в золото, дыхание его – вызывает языки пламени или завихрения облаков. Является символом могущества и власти.
Фуцанлун– это дракон скрытых подземных сокровищ, охраняет он драгоценные камни и металлы, находящиеся под землей, может содрогать землю вулканами. Проживает он очень глубоко под землей. Изображается под подбородком или во рту с магической жемчужиной, символ богатства и высшей мудрости. Вдоль его спины тянется зубчатый гребень. Когда она взлетает в небо – в горах просыпаются вулканы. Когда он выгибает свою спину – вырастают новые холмы.
Дилун – Водяной дракон, он властвует над водной стихией, подчиняя себе моря, реки, озера и другие источники воды. Живет в воде на большой глубине во дворце. Драконы иногда совокуплялись с земными женщинами и от этой связи рождались – полудраконы, полулюди.
Инлун – Божественный крылатый дракон, влияет на погоду, от него зависит дождь, ливни, наводнения. Говорят, что когда Инлун зол, он вызывает очень сильный гром.
Шэньлун – повелитель грома, изображается с головой человека на теле и большим круглым животом. Обитает дракон на небе, имеет синий цвет, повелевает облаками и ветром, от них зависит урожай. Они могут летать, сливаются с голубым небом, поэтому зачастую не видны для человеческого глаза. Если Шеньлун обиделся и разозлился – жди плохой погоды, неурожай, наводнения или засухи.
Но и это еще не все. Китайцы делили драконов на зеленых — цин, красных — чжу, белых — бай, черных — сюань и желтых — хуан, среди которых последний считается главнейшим; на чешуйчатых — цзяо, рогатых — цю и безрогих — ни. Были деления и более детальные: юнь-чи — облачный безрогий дракон, юнь-цю — облачный рогатый и т.п.
Каждый дракон рождается из золота того же цвета, что и его шкура. Возраст дракона можно определить по цвету чешуи. Считается, что жёлтым, красным, белым и чёрным драконам тысяча лет, а синим — восемьсот.
(продолжение http://wuxing.com.ua/2020/01/08/o-kitayskih-drakonah3/ )
По материалам сайта Пекинского управления по делам культуры и туризма