О Китайских Драконах — 3

Окончание.
Начало см. http://wuxing.com.ua/2020/01/08/o-kitayskih-drakonah/
Продолжение http://wuxing.com.ua/2020/01/08/o-kitayskih-drakonah2/

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили несколько созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (1488—1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:

Биси (赑屃) - любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы;
Чивэнь (螭吻) - любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия; Чивэнь — популярный элемент архитектурного декора Китая;
Пулао (蒲牢) - любит кричать, и поэтому за него вешают колокола, а также вырезают его на гонгах;

Биань (狴犴) - могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми;
Таоте (饕餮) - загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу;
Суаньни (狻猊) - любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы;

Яцзы (睚眦) - хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия;
Бася (蚣蝮)- любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников и пр;
Цзяоту (椒图) - похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги;

В общем, образ длинного, вьющегося дракона не менялся, но закреплялся и наполнялся все большим и большим содержанием, все большей и большей символичностью.


Китайский дракон в исторических свидетельствах

Дракон с его особенными чертами стал неотъемлемой частью древней культуры Китая и сильным духовным символом жителей Поднебесной. Однако является ли китайский дракон простым вымыслом и творением богатой фантазии, присущей древним? Или это реальное живое существо? Мало кому известно, что во многих исторических записях Китая зафиксированы случаи, как драконы показывались людям, не говоря о свидетельствах очевидцев, видевших драконов уже в ХХІ веке. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

В романе «Троецарствие» говорится про желтого дракона. Его видели в 259 году н.э. в одном колодце, который находится в уезде Нинлин [в провинции Хэнань]. Тогдашнего императора северного княжества Вэй — Цао Мао — эта весть встревожила и он сказал: «Дракон — это государь, и то, что его обнаружили не в небе или поле, а в колодце, означает, что он в неволе».

Жители Поднебесной того времени считали, что появление желтого дракона означало, что скоро явиться новый император. Не прошло и года, как новая династия Цзинь объединила все три разделенные княжества, и Китай снова стал одним государством.

Династия Тан (618—907 гг.н.э.) считается периодом наибольшего расцвета Срединного Государства [«Китай» на китайском языке — прим. ред.]. В «Исправленных исторических записях династии Тан» есть свидетельство, как однажды в 873 году на землю на территории округа Тунчэн свалился дракон черного цвета. Было обнаружено, что он умер от раны в горле. Его длина была более 30 метров, половину которой составлял плоский хвост. Чешуя дракона была похожа на рыбью, на голове имелось два рога. Драконьи усы были длиной более 6 метров. На его лапах были красные перепонки.

«Отчёт округа Йе. Раздел “Прочее”» времен династии Цин (1644–1912) рассказывает о следующем случае: «В 1503 году, когда ещё правила династия Мин, в один день пять драконов появились на небе приблизительно в 10 ли [5 км] к северу от округа Йе провинции Хэнань. После долгого парения в воздухе они упали на землю и не могли взлететь снова. Небо накрылось туманом, а море начало штормить. Божество в зеленой одежде опустилось на землю. Спустя миг облака рассеялись и море утихло. Драконы так и не могли взлететь. Затем явилось второе зелёное божество, и драконы заползали вокруг него. Вдруг небо потемнело: толстые облака и густой туман возникли вновь. Через некоторое время небо прояснилось, и этих божеств вместе с драконами уже не было».

В «Исторических записках правительства области Юнпин» есть заметка о том, что в 1839 году летом у реки Луаньхэ нашли дракона, который упал с неба. Он лежал неподвижно, весь покрытый мухами и другими насекомыми. Местные жители сделали навес, защитив дракона от жаркого солнца. Они поливали его тело холодной водой. Спустя три дня после ночной грозы дракон исчез.

Имеются свидетельства о явлениях драконов в ХХ столетии. Так, в августе 1944 года крестьяне из деревни Чэньцзяюаньцзы, которая находится на берегу реки Сунхуацзян, обнаружили огромное черное «животное» на прибрежном песке, лежащее неподвижно. Один из крестьян Энь Дяньюань рассказал, что в длину оно было около 7 метров и напоминало ящерицу. Его морда была похожа на китайского дракона, изображаемого на картинах традиционной живописи Китая, с семью толстыми жесткими усами. Тело дракона, покрытое чешуей, в диаметре было около тридцати сантиметров, четыре лапы глубоко увязли в песке.

Ещё один случай был засвидетельствован 18 сентября 2000 г. Вечером, когда уже начало темнеть, город Усун провинции Цзилинь озарил луч света, который постепенно ставал всё ярче и переливался всеми цветами радуги, пишет китайское издание «Чженцзян» со слов местных очевидцев. Затем на небе появилось существо, напоминающее китайского дракона. Жители могли ясно разглядеть его голову, усы, лапы и чешуйчатое тело. Некоторые люди были ошеломлены, наблюдая эту картину. «Драконы действительно существуют», — передает эмоции удивленных наблюдателей китайское издание. Дракон был виден примерно 20 минут. Затем яркий свет медленно потускнел и дракон исчез.

Несколько лет назад 27 августа 2005 года обсерватория Гемини (Gemini) запечатлела появление «китайского дракона» в космосе на снимке NGC 6559 [область в южной части созвездия Стрельца]. Некоторые китайцы полагают, что это является знаком, предвещающим большие изменения во Вселенной и на Земле.

«Китайский дракон» на снимке NGC 6559. Фото: Обсерватория Гемини

Все китайцы верят, что драконы - их прародители, и китайцы произошли от них в буквальном смысле. По поверью именно драконы – основоположники цивилизации на Земле и ее первые разумные существа. Некоторое время они населяли землю, а потом ушли в другой мир. Некоторая часть этих разумных существ осталась на Земле для защиты и обучения людей наукам и ремеслам.

Остаётся загадкой, являются ли драконы реальными существами. Однако отчетливый образ китайского дракона, который многократно изображался в культурном наследии Древнего Китая, наводит на мысль, что он имеет материальное существование. Легенды описывают драконов как существ благородных и великодушных. Некоторые полагают, что китайский дракон всё реже показывается потому, что современное общество уничтожает себя в погоне за деньгами и развлечениями, и у него нет желания контактировать с такими людьми. А согласно буддийским верованиям, драконы обитают в других параллельных пространствах. Это объясняет, почему их так сложно увидеть в нашем мире.

По материалам сайта Пекинского управления по делам культуры и туризма

Запись опубликована в рубрике Великий Предел с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий