Боевые искусства и музыка

Боевые искусства и музыка отличны друг от друга, но у них есть один общий признак: и то, и другое стремится к достижению своего высшего состояния. "Мы долго смотрели друг на друга, но ни один из нас не двинулся с места. Битва шла в наших разумах." (к/ф "Герой") Мастера боевых искусств издавна придавали музыке важное значение. Общее с этим искусством, управляющим движением и временем, перестраивающим сознание, пробуждающим интуицию, снижающим напряжение и укрепляющим дух, высоко ценилось на Востоке. Оно составляет неотъемлемую сторону подготовки бойцов с психологической стороны, внося также столь необходимую эстетическую струю в повседневный тяжелый труд. Связь боевых искусств с традиционной музыкой объединяет пение, танец и игру на музыкальных инструментах в рамках регламентированных видов деятельности. Принципиально важна роль музыки в обучении боевым искусствам. Инструментальное сопровождение помогает задать ритм и гармонизировать тренировочный процесс, освобождая сознание учеников и стимулируя физиологическую и психологическую активность. Танцевальные элементы, тесно переплетаясь с элементами техники, служат выработке естественности, пластической красоты движений. Танцевальные, хореографические элементы в боевых искусствах используются в своеобразных «боевых танцах» (ката), выполняемых в одиночку и группами, в том числе с использованием традиционных видов оружия. У-шу, карате, таэквондо и другие национальные системы имеют большой арсенал кат различной сложности. В определенном смысле это хореографические композиции, в которых разыгрываются типовые ситуации борьбы с использованием разнообразных приемов и их комбинаций. Такая оригинальная, высоко эстетизированная форма освоения техники и погружения в дух боевых искусств, служила для передачи зашифрованной информации последующим поколениям. Она базируется на древних принципах ритуализации многих видов практической деятельности. В этом отношении дальневосточные «боевые танцы» сопоставимы с военными ритуальными танцами, сохранившимися у разных народов (танцы с копьями у африканских и индейских племен, с саблями у кавказских горцев и т.п.). Универсальный характер искусства восточных мастеров состоит в том, что они совмещают занятия боевыми искусствами с занятиями поэзией, живописью, каллиграфией, приобщаются к высшему смыслу чайного действа и искусства икебаны. Для осознания духа учения в каждой из школ боевых искусств широко применяется медитация. И поскольку, само представление о совершенстве связано с красотой, с прекрасными и возвышенными образами, темы и объекты для медитации чаще всего бывают связаны с прекрасным в природе и искусстве, причем прекрасное в искусстве Востока как бы воссоздает ту природную естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяют путь самопознания человека, делают прекрасным сам процесс его совершенствования. Надо сказать, что боевые искусства не являются, как это считают многие на Западе, лишь чисто механической техникой определенных физических движений. Конечно, на начальном этапе обучения эта техника просто необходима. Но всегда следует помнить, что боевое искусство никогда не являлось искусством чисто физических ударов и блоков. Оно основано на освоении и исполнении в своей практике красоты ритмов психической энергии.
Запись опубликована в рубрике Велика межа с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий