Еще раз о Веласкесе

ВЕЛАСКЕС

Диего Родригес де Сильва и Веласкес (исп. Diego Rodríguez de Silva y Velázquez, 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, один из величайших представителей испанского Золотого Века.




Краткая биография
Веласкес родился в Севилье в 1599 г., в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Учился живописи в родном городе у Франсиско Эрреры-Старшего (Francisco de Herrera) и у Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco), на дочери которого Хуане Миранде он женился в 1618 году.


Назначение придворным живописцем
Молодой художник приобрел в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 г. он был в первый раз отправлен в Мадрид. Но несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались ему помочь, предстать перед королевскими очами ему не удалось.


Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Он писал ему, что придворный живописец Родриго де Вильяндрандо умер, и место стало вакантно. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал его портрет. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта (королевского брата), отнес его во дворец и показал хозяину. Кардинал-инфант пришел в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Ему понравилось настолько, что он приказал брату - кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.


Картина произвела фурор («Портрет Филиппа IV с прошением», 1623 г, не сохранилась). Веласкесу выплатили гонорар, затем назначили ренту, а также приняли на должность придворного художника. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованного Апеллесу: «никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».


Картины
• Венера с зеркалом, ок. 1644-1648, Лондонская Национальная галерея
• Портрет папы Иннокентия Х


Первое путешествие в Италию


В 1629—1631 году Веласкес путешествует по Италии. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.


Возвращение в Мадрид (зрелый период)


В 1634 г. знаменитый художник получил почётное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году — камердинера, в 1642—1644 гг. он сопровождал короля в его походе на Арагон.


Второе путешествие в Италию
В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию — наиболее удачным произведением, написанным в этой поездке, стал портрет папы Иннокентия X. В Италии художника ждал шумный успех, он был избран членом римской академии.


Возвращение в Мадрид (поздний период)


В 1651 г. Веласкес вернулся в Мадрид. Этим событием искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.


Болезнь и смерть
В 1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.
Полный текст автобиографии с перечнем наиболее значимых работ в разные периоды творчества, в соответствующих сайтах Интернет.



Образ, выбранный для экспертной оценки в чёрно-белом, варианте не случаен, поскольку, кроме всего прочего, отражает психосоматическое состояние художника в процессе написания картины, фрагментом которой он сам и является, не только на уровне автопортрета, но и налагающее при этом незримый, на первый взгляд, отпечаток на всю композицию в целом, психологическую проекцию автора.


Вся картина «Менины» один большой и сложный автопортрет Веласкеса.


Попробуем его вербализировать в символьном пространстве соционики. Первое, что бросается в глаза: значительная асимметрия лица с явно «изменённым» правополушарным восприятием, при значительном напряжении левого полушария, в интравертном варианте. Состояние подтверждается как постановкой головы, так и осанкой в целом. Художник весьма сосредоточено созерцает нечто, сочетая при этом, как теперь принято говорить, методы личностной импатии и гирлянд ассоциаций, с попыткой осознания происходящего действа. С достаточно высоким уровнем культурного обеспечения психических функций. Попробуем более детально описать то состояние, в котором пребывал художник в момент написания себя, под впечатлением композиции в целом. Для рассмотрения будет использована 16 элементная 16 ракурсная модель социона.


Итак, Веласкес во время работы «над собой» в данной ситуации.




В процентном отношении выражения ТИМов в себе,

в альфа квадре (первая колонка):
ОН настроен весьма романтично, но без кокетства, очень сентиментален, крайне скрупулезен в малейших деталях. По суммарному значению проявленности может, затаив дыхание жить за счёт действа.


В бета квадре (вторая колонка): работает весьма уверенно, без экспромтов, с ясным умом, и решимостью, но с чувством внутренней тревоги и очень тонким ощущением реальности. По сумме – очень деятельно.

В третьей колонке гама квадра: владеет ситуацией, крайне не привередлив ко всем детским издержкам, отпустил ситуацию на самотёк, ничего не предпринимает, сторонний наблюдатель, но предельно тепло и заботливо относящийся к детям. По сумме – забота, с душевной болью. И, наконец, в дельта: трепетно-чуткий, правдивый, на подъёме, и филигранно умелый. Способен отразить на полотне мельчайшую игру настроений.


Ритмический портрет: 0 – контроль над проявлением, В – луч, С – импульс, А – объём, D – переменный объём, X – управление переменными объёмами.




«ЭЛ». Рассуждает – линейно, плоско и объёмно, функция подконтрольна. Может предпринимать что-либо, и не рассуждая.
«ИЛ». Соображает – лишь в линейной (векторной) и плоской (ортогональной) системах отсчёта. Функция бесконтрольна – соображает непрерывно, не может не соображать.
«ЭЭ». Выражение эмоций контролирует, но ОН способен выражением эмоций осознанно управлять изменением настроения людей. То есть, в том числе, навязать натуре и поддерживать в ней то настроение, которое на его взгляд лучше раскрывает образ.
«ИЭ». Переживания – бесконтрольны, носят болезненный, деструктивный характер, но без истерии. Постоянно чувствует чужую боль.
«ЭС». Внешние проявления контролирует, но при желании может создавать «переменный объём». Чин управителя празднеств как раз впору. Линейно - напористых и импульсивных (суматошных) проявлений избегает.
«ИС». Полный набор. Более, чем восприимчив. Ощущение развито до пятимерного восприятия. То есть, на ощупь до 32 ассоциаций пальпируемого предмета. Но при этом терпит боль.
«ЭИ». Чрезвычайно развито воображение, но опять же без «С». Нет плоской компоненты. Ему гораздо проще (вообразить) представить себе любое действо, чем статичный образ на плоскости.
«ИИ». Чрезвычайно наблюдателен, существенным является то, что совершенно недоступно восприятию иных людей, но он не в состоянии подавить в себе это. Возможны навязчивые идеи.


Итого: Отсутствие «С» (плоского) в эмоциях, сенсорике и интуиции. Отсюда потребность в ЗЕРКАЛАХ на полотнах, игра плоскостей «D» - переменный объем как доступный ритм. И, как оказалось, в не параллельных плоскостях. На полотне «Венера с зеркалом» мы видим в зеркале отражение ЕЁ лица, это значит, что ОНА видит в зеркале не только на себя, но и на нас или только на нас, так как изображённое отражение размыто, и не существенно. В противном случае в зеркале па заднем плане было бы то, что у неё за спиной. Ей гораздо интересней, взглянуть глазами автора картины, какое впечатление производит на зрителя, прошу прощения, ну… центральная часть картины, ОНА САМА.
Причём угол преломления примерно от 70 до 90 градусов.




При желании можете поэкспериментировать с трюмо в постели. «Амурный Эффект» с энергетикой «9 вала» Айвазовского гарантирован Авторами обеих картин. Ритм «D».


И почти одинаковая компоновка.
Ракурс авторов различен, но стабилен на ряде картин.
Для Веласкеса: «Пропойцы», «Менины», «Венера с зеркалом»
выполнены в едином доминантном психологическом ракурсе, отсюда тождество композиций.


Доминантный ракурс сознания – это тот ТИМ (тип информационного метаболизма), в рамках доступных методов понятийного анализа – синтеза, соответствующих определённым мерностям психических функций, или персонально доступной ритмики при пользовании ими, которого, по ряду причин, придерживается человек на протяжения всей жизни.


М.В.АЛПАТОВ. О КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ «МЕНИНЫ» ВЕЛАСКЕСА


Ниже воспроизводятся фрагменты статьи выдающегося русского искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова «Менины Веласкеса», посвященной подробному анализу композиции картины Диего Веласкеса «Менины». Статья была впервые опубликована в журнале «Rivista de Occidente» в 1935 г. Текст печатается по изданию: М.В.Алпатов «Этюды по истории Западно-Европейского искусства». Изд. Академии Художеств СССР, 1963, стр. 243-254.




«Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Основой ее толкования служил старинный испанский историк Паломино, дополненный некоторыми более поздними работами. Согласно Паломино, в картине изображен сам художник за писанием портрета короля Филиппа IV и Анны Австрийской. Короля и королевы не видно. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Рядом с ним, среди комнаты, стоит крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански менины, которые дали название всей картине. Ту из них, которая подает инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую — Изабелла де Веласко. За Изабеллой из полумрака выступает женщина в монашеском наряде, донья Марсела де Уллоа, и гвардадамас — придворный чин, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик Николасито Пертусато толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Действие происходит в просторном покое королевского дворца, отведенном художнику под мастерскую. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь, и поток солнечных лучей льется в полутемную залу.»


Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Среди произведений Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Анны, а сведений о нем не имеется и в старинных дворцовых описях. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных. То есть всего того, что видно на холсте «Менины». Причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней.


Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Никому никогда не удастся взглянуть на холст, повернутый к зрителю своей оборотной стороной. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Очень вероятно, что парного портрета Филиппа и Анны не существовало, и еще более вероятно, что вообще никогда не случалось, чтобы Филипп с Анной, позируя вдвоем, смотрелись в зеркало, инфанта их развлекала, Пертусато играл с собакой, а гофмаршал открывал занавес. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная…»
(конец цитаты)


Так уж ли никому и никогда не удастся взглянуть на холст? Давайте попробуем пощупать пространство в «X» диапазоне.


Итак, мы Веласкес за мольбертом в выше описанном состоянии с обозначенным культурным обеспечением. Расстояние до натуры резко детерминировано, не более 4 – 5 метров, иначе сложно ощущать и переживать то, что доступно экспертной оценке, а также поддерживать настроение композиции. При увеличении расстояния, дети – активная помеха, они должны раздражать, но этого нет.

Королевской чете нет места на картине. Но зато в своё зеркальное отражение в нашем восприятии превратилась сама Инфанта Маргарита. На всех эскизах она смотрит в другую сторону и в совершенно зеркальном настроении.




Она и есть фокальный объект композиции. Добавьте к этому эффект «косого» не параллельного зеркала зафиксированного на «Венере». Поскольку правая часть картины, со стороны картины, закрыта холстом, то, глядя в зеркало на картине с (удобной) для нас позиции, как зрителя, справа от себя, почти у самой стенки, судя по ракурсу потолка, мы увидим, что фигуры, отраженные в зеркале частично или полностью закрываются от нас мольбертом. Если взглянуть на них с позиции художника за мольбертом, при условии что мазки кистью будут ложиться в этом состоянии скорее справа налево, чем наоборот. В интровертных ситуациях тянущие движения превалируют над толкающими. По-моему, скорее всего на скрытом холсте всё та же инфанта, вот только в привычном для себя настроении и ракурсе изображённых на всех эскизах. В «Х» диапазоне «левое» и «правое» часто меняются местами и в виду значительного расслоения сознания трудно отслеживать все издержки зеркальных преломлений образа.

ТРУДНО БЫТЬ ВЕЛАСКЕСОМ.
Примечание: Фокальный объект, своеобразная исходная точка для построения гирлянд ассоциаций.

Эффект «Джоконды».



В своё время достаточно много было написано о том, что Мона Лиза – автопортрет Леонардо да Винчи в женском платье. Как доказательство утверждения приводились тщательно промеренные все пропорции лица автора на портрете и автопортрете. В некотором роде так и есть. Психологическая проекция экстравертированного автора в состоянии подъёма на своё творение вполне может быть настолько велика, что мимо воли на холсте проступят черты его личности, как внешние, так и внутренние.
Просто да Винчи выписывал образ Джоконды с большим старанием и вдохновением.

В интравертной ситуации возможен обратный эффект.

Автор, войдя в образ натуры, сливаясь с ней, незаметно уподобляется ей по образу и подобию. Возможен и взаимный обмен признаков. Веласкес, созерцая натуру, явно рефлекторно, импровизирует губой,
стараясь точнее и глубже передать образ. В случае написания пары или малой группы в целом, в этом не было бы необходимости. Зато, скорее всего, предложил Филиппу и Инфанте свою (посадку) глаз, в несколько смягчённой форме. Причём «выражение» лица
девочки заметно меняется от цвета платья на ней. В почти чёрном платье она менее всего импонирует ему. То есть на меру вхождения в образ заметно влияет его настроение.


Таким образом, по моему мнению, можно прийти к выводу, что: «Вся картина «Менины» отображает весьма трудоёмкий процесс написания портрета инфанты Маргариты в присутствии родителей, развлекаемой фрейлинами, впрочем, как и всеми персонажами картины».

Кстати угол преломления в зеркале всё тот же, но с позиции головы Венеры взгляд в него устремили мы с вами увидав королевскую чету, скорее всего, мужественно переносящую все тяготы утомительных сеансов позирования их дочери.

Все эти невесёлые мысли пришли мне на ум в процессе экспертного анализа портрета «Инфанты Маргариты», в рамках эксперимента по культурному восприятию среды, проводимого Институтом соционики, находящегося в Киевском музее «Западного изобразительного искусства». В настоящее время переименованного.


Подобное, достаточно смелое, заявление должно быть серьезно аргументировано.


«Инфанта Маргарита».




Альфа квадра. Умеренно романтична, не кокетлива, очень сентиментальна, умерено трудолюбива, потребляет энергию извне.
Бета квадра. Надменна, умна, решительна, беспокойна.
Деятельность носит сумбурный характер.
Гамма квадра. Властна, при доступной ритмике – КРАЙНЕ НЕПОСЕДЛИВА, умеренно предприимчива, при доступной ритмике испытывает дискомфорт дома. В чувствах сумбур.
Дельта квадра. Психически не стабильна (легко срывается), хитрит (врушка), достаточно жизнестойка, интересуется потусторонним.
Достаточно эрудированна.


Просто так, для демонстрации 256 модели психики, заглянем в тайны Габсбургского Двора.
Рассмотрим лишь несколько ракурсов сознания юной инфанты.



Интуитивно Этический Интраверт. «Есенин». Паж кубков. Червовый валет.
Нарочитая яркость и открытость, (по первой функции), как попытка защитить себя, (по второй), в безропотно сносимой ситуации, в совершенно беспомощном состоянии, по 3 и 4 функциям Ментального блока.


Витал – крушение стереотипов поведения в откровенно пугающей её ситуации по восьмой функции. Понятия не имею, чтобы это значило в 17 веке, но судя по двум аналогичным случаям в нашем просвещённом 21 веке, это ситуация прямой угрозы жизни ребёнка со стороны вооружённых родных или близких людей в невменяемом состоянии.


Свежий пример: Пьяный дядя, мамин брат, рубит топором дверь, за которой сидят мальчик, примерно возраста инфанты, с мамой, переехавшей в квартиру родителей после развода с мужем. После этого инцидента, мальчик заметно «поглупел», замкнулся, плохо учиться в новой школе, куда его оформили после смены места жительства, ненавидит учительницу, ломает вещи. Она требует от него большего, чем требовали в старой школе за прошлый учебный год.


Этико Сенсорный Интраверт. «Драйзер».
Нарочитая демонстрация антипатии. « Удивительная Злюка, Жадина и Вредина».


Логико Сенсорный Экстраверт. «Штирлиц».
Несостоятельность в этом ракурсе сознания: «Полная неспособность уснуть под колпаком Мюллера». Срывается тяжело: активно, шумно, скандально, невменяемо.


Этико Интуитивный Интроверт, «Достоевский».
А врёт потому, что это всё ей надоело до глубины души, и жить осталось не долго. Апатия по 5 и 6 функциям.
Причём, обидно и себя жалко, по 3, достаточное условие для быстрого физического распада. Для нашего времени основной признак онкологии.


Всё это лишь немногая часть того, что можно прочитать по совершенно «бездарной», на первый взгляд, «копии» портрета «Инфанты Маргариты» при помощи космогонической концепции души записанной в узорах Карпатских тарелей. Портрет, слишком «неправильный», чтобы быть копией. На нём удалась реальная попытка изобразить третье зеркальное преломление «Тени» Карла Густава Юнга.
Впрочем, для людей «Х» по их доминанте, даже в 17 веке нет ничего невозможного.




Официальный автопортрет Веласкеса.

По нему очень трудно, почти невозможно, определить реальные возможности этого человека. Лёгкий намёк в нумерологическом исследовании даты его рождения, в нём, действительно, было нечто демоническое.

Автор статьи «Экспертная оценка портрета «Инфанта Маргарита»
Литровник Е. Л.
3 Декабря 2007г.


7 декабря 2007г. Заключительная фаза эксперимента по культурному восприятию окружающей среды. Из выше сказанного следует, что киевский портрет Инфанты Маргариты более чем удачная попытка изображения деструктивных состояний натуры,
В данном случае, переживаний, скорее всего, изнасилованной девочки вынужденной скрывать, по ряду причин своё состояние от родителей. Поэтому картина, является носителем негативной информации с очень высоким уровнем трансляции. Просто так, для самоуспокоения, возьмите свой год рождения и умножьте на месяц и число, причём,
если дата вашего рождения однозначная цифра, то впереди ставиться «0». Затем полученный после умножения ряд цифр следует последовательно сложить между собой.
Сумма и есть ваш «БЭП», Биологический Энергетический Потенциал. Сравните его с результатом Веласкеса:

6 месяц 06 число * 1599 год = 965994; 9 + 6 + 5 + 9 + 9 + 4 = 45.

Если Ваш БЭП равен или выше обозначенного, или у вас в роду нет никого пережившего состояния, близкие к описанному на портрете, Вы успешно можете противостоять вибрациям картины, во всех остальных случаях она оказывает на вас прямое управление,
имеющее явно выраженное деструктивное воздействие. В этом случае Вы «Врушка», а также «Изумительная Злюка, Жадина и Вредина», согласно проявлениям Инфанты, зафиксированным на картине, что собственно и подтверждено поведением практически всех участников эксперимента.

Именно поэтому:
«Ей явно не место в жилых помещениях частных коллекций, несмотря на подлинность и исключительную культурную ценность».
Всю неделю Я и вся моя семья «Изумительная Злюка», а Вы?
С уважением, Литровник Е. Л.


11.07.2019
Что заставило меня вернуться к работе более чем десятилетней давности?
Во-первых, я понятия не имел, что это выложено в интернет от моего имени и в черновом варианте, что сложно для восприятия.
Во-вторых, когда прошлой осенью на Конференции по соционике меня спросили, верю ли я сам, что ее изнасиловали, я оторопел.
Верю, и даже знаю, кто. На картине вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Откинув тяжелую гардину, он заглядывает в дверь, и поток солнечных лучей льется в полутемную залу.
Получается, что доказательная база в этой работе вообще не воспринята. Найдя работу в интернете, я убедился в недобросовестности подачи материала.
Вся эта работа была проделана в рамках работы Н.П.Клещевниковой.
http://www.demiseason.narod.ru/meniny.html

Запись опубликована в рубрике Кто человек есть, Новости Школы с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий