«Цинмин 清明 (Чистый Свет)»
Праздники Цинмин, Дуаньу (Праздник/фестиваль Драконьих лодок), Китайский Новый Год, а также Праздник Середины Осени – четыре самых почитаемых, ожидаемых, отмечаемых традиционных китайских праздника.
Праздник Цинмин - «праздник чистого света» или «праздник чистоты и ясности», приходится на 104-й день после Дунчжи (Зимнего солнцестояния), или на 15-й день после Чуньфэнь (Весеннего равноденствия), с 4 по 6 апреля. Это первый день пятого малого сезона из 24 малых сезонов китайского сельскохозяйственного календаря.
Цинмин связан с наступлением ясных и светлых дней. Борьба зимы и весны, воспринимавшаяся как борьба светлого начала с тёмным, заканчивалась в пользу весны. Считалось, что в этот день ян и инь приходят в равновесие. Небо (ян) оплодотворяет землю (инь), зарождается новая жизнь.
История этого праздника насчитывает около 2500 лет, он возник при династии Хань (206 г. до - 220 г. н. э.) Существует несколько версий очень интересной, познавательной, поучительной легенды возникновения праздника Цинмин. Приведём самую распространённую версию.
Легенда о Цзе Цзытуе.
В древние времена, в эпоху «Вёсны и Осени» (770-476 гг. до н.э.), наследный принц княжества Цзинь по имени Чун Эр был изгнан из княжества, вследствие заговора. Долгое время Чун Эр жил в крайней нищете, из слуг остались только самые верные, среди них был и его верный оруженосец Цзе Цзытуй. Именно он не позволил господину принять в скитаниях смерть от голода. Когда принц был готов протянуть ноги, Цзе Цзытуй протянул ему руку помощи - в руке был кусок мяса, вырезанный из собственного бедра... Через 19 лет скитаний Чун Эр возвращается в родное княжество. По преданию, он щедро отблагодарил всех людей, которые, когда бы то ни было, помогали ему, но вот про Цзе Цзытуя совсем забыл. Считается, что Цзе Цзытуй был сильно оскорблён этим фактом, ушёл вместе со старой матерью в горы (гора Мяньшань, в провинции Шаньси) и стал жить отшельником.
Правитель вспомнил о подвиге Цзе Цзытуя, приказал непременно найти его и передать приглашение во дворец. Он хотел щедро вознаградить верного слугу и лично предложить ему продолжить нести службу при дворе. Однако слуги вернулись ни с чем, Цзе Цзытуй не захотел вернуться. Один из приближённых посоветовал Цзинь Вэньгуну поджечь гору, ведь всем известно, что Цзе Цзытуй почитает свою мать и обязательно спустится с горы, спасая её. Слуги подожгли горный лес с трёх сторон, оставив одну дорогу для спуска. Огонь пылал три дня и три ночи. Обиженный слуга предпочёл мучительную смерть службе неблагодарному правителю. Когда пожар наконец потух, князь лично отправился на гору, и обнаружил сгоревшие тела Цзе Цзытуя и его матери, обнимающие обугленное большое старое ивовое дерево. Оказалось, что Цзе Цзытуй своим телом закрывал ивовое дупло. В дупле правитель нашёл переднюю полу халата, на ней кровью были написаны стихи:
割肉奉君尽丹心,
Отрезал кусок мяса и с почтением вручил князю, преподнося свою беззаветную преданность и верность,
但愿主公常清明。
Да прибудет государь в ясности и спокойствии (остаётся справедливым, честным и умным).
Государь Цзинь Вэньгун сильно опечалился, раскаяние мучило его. Он приказал похоронить Цзе Цзытуя и его мать под этой ивой. Чтобы почтить память верного слуги, переименовал гору на Цзешань и объявил этот день Праздником Ханьши (праздник холодной пищи). В этот день запрещалось разводить костры, готовить и употреблять горячую, приготовленную на огне, пищу.
На следующий год правитель вернулся на место трагической гибели Цзе Цзытуя и с удивлением заметил, что старая ива ожила, а рядом со старой ивой выросла целая ивовая роща. На радостях государь учредил ещё один праздник Цинмин, который следовало отмечать на день позже Праздника Ханьши. Последующие правители объединили эти два праздника в один, а в 732 году нашей эры император Танской династии Тан Сюаньцзун объявил Цинмин важным праздником Китая. С тех пор ивовые венки, которые надевают на головы, ивовые прутья, которые вешают у входной двери либо украшают интерьер – стали одним из символов Цинмина, символом весны и надежды, радости и жизненной силы.
Праздник Цинмин – это одновременно и печальный, и жизнеутверждающий праздник. Во-первых, это самый важный в Китае праздник поминовения усопших. Ханьцы и некоторые другие национальности в этот день обычно совершают обряд поминовения предков, а также почитают память всех павших героев. На кладбищах собирается много людей. В древности этот обряд выглядел гораздо сложнее, чем в наши дни, да и отношение к предкам было совершенно другим. В наши дни люди приводят могилы в порядок, приносят цветы, пищу и любимые вещи умерших, зажигают курительные палочки, жгут "жертвенные деньги", почитают память поклонами перед табличками с именами умерших.
Во-вторых, традиции фестиваля Цинмин имеют много общего с христианской Пасхой, как по форме, так и по содержанию. В этот семейный праздник принято дарить близким подарки в виде крашеных яиц, совершать прогулки на освободившейся от снега земле, запускать воздушных змеев и устраивать народные игры и ритуальные обеды на свежем воздухе.
Одно из популярнейших среди китайцев блюдо - сладкие зелёные шарики-колобки Цинтуань. Их делают из клейкого риса с различной начинкой, самая распространённая сладкая начинка – бобовая: обычно из красной угловатой фасоли или зелёного маша. Также бывает солёная начинка из свиного фарша, солёных овощей и свежих весенних побегов бамбука. Зелёный цвет получается за счёт добавления в тесто пюре из свежих листьев полыни.
С приходом Цинмина поднимается температура воздуха, учащаются дожди, наступает самое благоприятное время для проведения весенних полевых работ. Название Цинмин связано с приходом весны, когда природа Китая возрождается, все покрыто весенней зеленью, а иероглиф «цин» - имеет значение «молодой, зеленый». Праздник Цинмин является наиболее подходящим периодом для посадки молодых саженцев. В китайском языке есть множество пословиц и поговорок насчет связи этого праздника с земледелием, например: «В дни Цинмин следует сажать бахчевые и бобовые культуры»; «Сажать деревья нельзя после Цинмина, а до него – посади хоть палочки для еды, и они зазеленеют». Из далекой древности пришел и сохранился обычай сажать в этот день ивы и другие деревья.
С печальной атмосферой поминальных обрядов контрастирует веселое настроение и надежды людей, связанные с весной, с возрождением природы. Праздник Цинмин приходится на чудесные весенние дни, когда начинает проступать первая зелень и повсюду чувствуется свежее дыхание весны. С древности в Китае сохранилась традиция совершать на праздник Цинмин весенние прогулки. Цинмин часто называют, дословно, праздником прогулки по первой зелени или праздником выезда на природу. И в наше время в дни праздника Цинмин во многих достопримечательных местах и за городом можно увидеть толпы отдыхающих. Самое время зарядиться энергией природы, помечтать, загадать желание, улыбнуться солнцу. Одно из самых любимых развлечений в дни праздника Цинмин – запуск бумажных змеев. Их запускают и в другие дни, но именно в Цинмин змеев запускают и днем и ночью. К змеям или вдоль нити привешивают гирлянды разноцветных маленьких фонариков, которые сверкают в ночном небе, словно яркие звезды. Эти фонарики называют “волшебными”.
24 малых сезона стали своеобразным календарём Яншэн, направление китайской профилактической медицины, свод правил о здоровом образе жизни, правильном питании, жизни без боли, болезней. По традиции приводим основные рекомендации врачей китайской медицины для малого сезона Цинмин.
Если в малый сезон Чунфэнь природа пребывает в абсолютной гармонии, то с приходом Цинмина и в течение пятнадцати дней погода будет постепенно стабилизироваться, переходя из весны в лето. С приходом тёплой погоды энергия «Ян» в организме человека начинает преобладать. Это очень хорошее время для накопления энергии на целый год, однако излишки этой энергии должны выходить, а выходят они обычно через поры. Несложные спортивные упражнения для лёгкого потоотделения – это самое то. Особенно важно помнить, что в этот сезон нельзя переохлаждаться, ни внутренне, через питье холодных напитков и поедание холодных пищевых продуктов, ни внешне. Также следует продолжать кутаться. Избыточный «Ян» может быть причиной желудочно-кишечных недомоганий и расстройств, поэтому в этот малый сезон нужно особенно тщательно выбирать продукты питания, по мере возможности воздержаться от «продуктов-провокаторов», провоцирующих различные заболевания, расстройства, в особенности заболевания, которые находятся в стадии ремиссии. К ним относятся следующие продукты:
Фрукты: персик, абрикос.
Овощи: горчица сарептская, тыква, шпинат.
Рыба и морепродукты: сабля-рыба, жёлтый горбыль, морской лещ, устрицы, креветки, крабы.
Мясные продукты: мясо петуха; куриная, свиная, овечья, говяжья голова, гусятина, куриные крылышки, куриные лапки.
Другие продукты: мясо водяного оленя, соя, тофу, ферментированный тофу (фужу), засоленный в красном соусе тофу, перебродившая рисовая каша, гаоляновая (китайская) водка, обычный зелёный горох, куколка шелкопряда, лук, чеснок, черемша (джусай).
Для правильного сохранения энергии «Ян» в организме, в период Цинмин, также применяется моксотерапия с полынными сигарами. В этот период полынь не только добавляют в тесто, но и активно используют в быту: сухую полынь кладут у изголовья, поджигают полынную моксу (раздробленные в волокна листья полыни, основа полынных сигар).
В Цинмин можно чуть позже ложиться спать, но вставать нужно не позднее 7 утра, чтобы в районе 7-и успеть позавтракать. По рекомендациям специалистов китайской медицины это самое правильное время для завтрака в малый сезон Цинмин.
Идеальным напитком в этот малый сезон, кроме тёплой воды, является хризантемный чай. Его можно пить в чистом виде, а можно добавить несколько ягод годжи, 1-2 шт. красного китайского финика, мандариновую цедру, розу, жасмин и сахар-лёд по вкусу.
На прощание, хотим напомнить, что 20 мая 2006 года древний китайский праздник Цинмин внесен в национальный реестр нематериального культурного наследия КНР.
(по материалам сайта Пекинского управления по делам культуры и туризма)