Женщины и восточные единоборства

Несмотря на постоянно зависимое от мужчины положение женщины в Китае, свойственный китайцам прагматизм и концепция единства противоположностей, известная в рамках китайской культуры как инь-ян 阴阳, получили конкретное воплощение в роли женщины в единоборствах. Известно, что многие женщины в древнем Китае активно изучали боевые искусства и слыли выдающимися мастерами. При дворе императоров были женщины-телохранители, настолько же прекрасные, насколько и изощренные в практике убивать, использующие для этого любой предмет, будь то шпилька для волос или веер. Опытные лазутчики могли преодолеть любые преграды, но обойти очаровательных прислужниц, зорко охранявших покой императора, им не удавалось никогда. Также много женщин-монахинь практиковали ушу в разбросанных по всей территории Китая даосских и буддийских монастырях. И если мужчина в реальном поединке мог рассчитывать на свою физическую силу, то для женщины единственным шансом победить всегда было отточенное мастерство и филигранная техника. История Шаолиньского монастыря знает нескольких женщин-монахинь, которые  считались бойцами. Причем первый такой случай - монахиня Шаолиньсы - зафиксирован в летописях буквально через пару десятков лет после создания монастыря. Уже с эпохи Тан появление женщин-монахинь в монастыре стало превращаться в традицию. К X-XII в. здесь жила уже целая группа женщин. Судя по описаниям, монахини селились в дальней части монастыря, отделенной от остальных помещений небольшой стеной. Упоминания о женском послушании в Шаолиньсы хотя и многочисленны, но крайне поверхностны. До конца, например, не ясно, участвовали ли они в совместных с мужчинами ритуалах, тренировках, молитвах. Тем не менее о некоторых монахинях известно, что они были прекрасными мастерами "внутреннего искусства" и ушу. Считается, что первой настоящей монахиней-бойцом стала в конце эпохи Сун в XIII в. некая Чжи, прозванная Шаолиньской Феей. В истории ушу, кроме мастеров-бойцов, известны женщины, основавшие целые направления и школы, пережившие века. Примером этому служит история школы Вин Чун, которая является и поныне одной из наиболее известных школ рукопашного боя. Она была создана около трехсот лет назад в Китае. У истоков ее создания стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни одним бойцом ее времени. Предание связано с разгромом Шаолиня 1729 года и имеет несколько версий. По одной из них, распространенной на юге Китая, среди обитателей монастыря был предатель, который и поджег монастырь. Согласно этой версии единственная женщина, которой удалось спастись, стала Нг-Май. Боясь преследований, она укрылась в Храме журавля в провинции Юньнань. Исходя из своих знаний шаолиньского ушу, она разработала новый, метод самозащиты, который стал прообразом Вин Чун. Дальнейшее превращение системы старой монахини связано с именем Бань Вин Чун. Она стала ученицей монахини и за три года овладела всей системой. Переработав стиль Нг-Май, Бань Вин Чун создала оригинальную технику боя голыми руками, которая позднее стала называться ее именем. После смерти Вин Чун в середине XVII века, развивать и совершенствовать стиль стал ее муж Лян Бак Чан. Еще одним примером применения может служить Фэн Ваньчжень, жившая в годы правления Цинских царей Дао Гуаня и Сянь Фэна. Она с детства начала заниматься ушу и стала храбрым бойцом. Когда в 1860 году англо-французские войска захватили Пекин, Фэн Ваньчжень предложила отцу план борьбы с агрессорами. Она говорила: "Европейцы вооружены огнестрельным оружием, но не знают боевого искусства. Огнестрельное оружие выгодно использовать внезапно и издалека, а искусство боя удобно в уличных боях" - и решила сама стать во главе отряда, чтобы бить врага в ближнем бою. Она лично возглавила отряд молодых земляков и устроила на дороге засаду. Когда противник подошел к месту засады, патриоты смело набросились на врага и уничтожили в этом бою больше 100 человек. Известие об этом страшно перепугало агрессоров. Нельзя не упомянуть и о некой Ван Сялинь. Во время японо-китайской войны слава о ней прокатилась не только по всему Китаю. О ее подвигах ходили легенды и в рядах японской армии. Самой распространенной была легенда о победе Ван Сялинь, сумевшей без оружия расправиться с вражескими войсками. В конце 19 века Китай находился в упадке. Изживший себя маньчжурский режим не мог защитить страну от новой экспансии западных держав, В этих условиях, как это и было обычно в Китае, выразителями народного гнева стали тайные общества и создаваемые ими боевые отряды. В начале 1900 года, по мере разрастания движения, самыми известными отрядами становятся "Ихэтуань" и "Ихэцуань". Характерной чертой движения ихэтуаней было активное участие в нем женщин и детей. Считалось, что женщинам в гораздо большей степени, чем мужчинам, подвластна магическая сила, и они охотно присоединялись к повстанцам и создавали свои объединения и отряды. Один из них носил название "Хундэнчжао" (ночные ведьмы), потому что его члены действовали только по ночам. Отряды были сформированы по одним источникам из девочек-подростков, по другим – из вдов и девственниц. Их внешний вид был специфичен: одежда красного цвета, в одной руке - красный веер, в другой – красный платок или фонарик. Иногда, как и мужчины, они были вооружены мечами или пиками. Руководительницу "Хундэнчжао" звали Хуан Лянь. Она родилась в семье лодочника и до восстания была известна как женщина легкого поведения. В период восстания ей было немногим более 30 лет. Ее считали колдуньей, знахаркой, способной излечивать самые тяжелые раны. Как утверждают источники, женские организации обладали магическими чарами, поэтому ихэтуане в сложной ситуации прибегали к помощи "святых дев". В народе ходили самые невероятные легенды, бытовало мнение, что от одного взмаха веера замолкали орудия, сгорали в городе здания, загорались в море корабли и т. д. Сейчас в разных уголках Китая также есть немало женщин, занимающихся боевыми искусствами. Ежедневно на рассвете, прогуливаясь по паркам, улицам и площадям, вы можете заметить их стремительные тени, уверенные движения и прекрасные стойки, порой напоминающие сфинкса, а иногда вздымающуюся ввысь ласточку. Любое техническое действие, будь то молниеносное перемещение, падение или кувырки, они выполняют не хуже мужчин. Это еще раз свидетельствует об универсальности и массовости ушу, которое в равной мере приемлемо для всех. Наукой доказано, что регулярные занятия благоприятно влияют на восстановление всех систем органов женского организма и что для женщин полезны занятия любым стилем ушу. Им можно заниматься, например, Синьи цюань, Багуа чжан, Нань цюань, и даже такими, в которых много падений и перекатов по земле, например Ди тан цюань. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женщины в истории восточных боевых единоборств играли не последнюю роль. История Нг-Май, Бань Вин Чун, Фэн Ваньчжень, Ван Сялинь, Хуан Лянь наглядно об этом свидетельствует. Так же это говорит и о том, что женщины ничуть не хуже мужчин овладевают техникой боя, и, при наличия желания и упорства, могут достичь тех же результатов. Но при занятиях необходимо, все же соблюдать определенные правила, чтобы мастерство не стало причиной травм и потери здоровья. Строение и физиологические функции женского организма имеют целый ряд отличий от мужского, поэтому занятия с женщинами необходимо проводить строго по научной основе. Во-первых, женщины ниже мужчин, их ноги короче, а центр тяжести соответственно расположен ниже, связки же эластичнее. А так как гибкость и ловкость у них выше, то на занятиях можно объединять особенности разных стилей, а в таолу включать больше балансирующих и плавных движений. Для занятий лучше выбирать побольше упражнений с относительно высокими требованиями к гибкости и эластичности, например, упражнение с мечем, с двумя кинжалами, двумя шарами, а также всевозможные элементы Тайцзицюань и Багуа чжан. Объем тренировочных нагрузок следует постепенно наращивать. Во-вторых, женские мышцы не так развиты как мужские, поэтому женщины слабее мужчин, сердце у них меньше, пульс чаще, скоростные качества и выносливость ниже, и им нецелесообразно выполнять слишком энергичные и продолжительные комплексы. Женщинам также нужно давать меньшее количество повторений. Общее количество элементов у женщин сопоставимо с мужскими, но на занятиях им надо быть более внимательными, последовательными и осторожными. Ушу как вид физической культуры способствует всестороннему развитию организма, гармоничному развитию личности, и женщины в этом отношении не исключение. Только к ним необходим соответствующий подход, который позволит укрепить здоровье, сделать тело красивым и подняться до высот воинского мастерства. (по материалам статей о единоборствах и самообороне)
Запись опубликована в рубрике Дао медицини, Новини Школи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий