Проговорите про себя слово "Китай". Что вы представляете при этом?
Наверное, в ваших мыслях возникнет образ Великой Китайской стены, праздничных фонариков, традиционной утки по-пекински, многочисленных пагод и огнедышащих драконов?
Сегодня мы поговорим о Драконе и значении этого символа, очень важного для всей китайской нации. Он олицетворяет весь Китай, целый народ, и когда мы говорим «потомки дракона», все понимают, что речь идет о китайцах.
Жители Поднебесной почитают дракона как доброе, мудрое и милостивое к людям существо, в этой стране его называют Лун. Народ поклоняется в Китае этому мифическому животному с давних лет.
Происхождение драконов
Первое изображение китайского дракона, сложенное из мелких речных раковин, насчитывает около семи тысячелетий. Оно обнаружено в провинции Хэнань — регионе, наиболее богатом по числу памятников древней культуры Китая.
«Мозаика» из Сишуйпо (西水坡), Пуян (濮阳), провинция Хэнань, открыта
в 1987, по подсчетам создана в 5-4 тыс. до н.э.
Внешний вид китайского дракона в древних книгах описывается следующим образом: его голова напоминала голову верблюда, оленьи рога, глаза демона, уши — как у коровы; длинные драконьи усы; туловище, подобно змее, покрыто чешуей, как у карпа; четыре тигровые лапы с когтями, как у орла. На некоторых рисунках его голова изображалась как у лошади, образ дополнялся крыльями, хвостом змеи и четырьмя лапами с когтями. В некоторых изображениях можно заметить светящуюся жемчужину под подбородком или в одной из лап. Весь облик дракона был могущественный и строгий.
Существовали и особи, у которых на голове (макушке) был нарост, он награждал своего обладателя магическим умением без участия крыльев летать. Максимально размеры китайского дракона могли достигать 500 метров. Самки его обладали способностью откладывать яйца, но рождение детенышей могло наступать не скоро, а даже спустя 1000 лет. Обычно это явление сопровождалось всегда природными явлениями разрушительной силы: мощными ливнями с градом, грозой или метеорным дождем.
В знаменитом историческом романе Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» [период истории Китая, III век н. э.] один из героев романа Цао Цао сказал о драконах следующее: «Дракон способен увеличиваться и уменьшаться, может взлетать, излучая свет, и скрываться в облаках… Увеличиваясь, дракон раздвигает тучи и извергает туман, уменьшаясь — становится бесформенным и невидимым. Вздымая, он носится по вселенной, а опускаясь — прячется в глубине вод. Сейчас, когда весна в самом разгаре, дракон находится в поре превращений. Как и человек, стремящийся к цели, он проходит Поднебесную вдоль и поперек. Среди животных дракона можно сравнить с героем среди людей».
До настоящего времени вопрос происхождения идеи дракона в Китае остается открытым: в природе, как известно, не существует такого существа. Поэтому с древности и до сегодняшнего дня ученые и исследователи выдвигали различные гипотезы происхождения представлений о драконе. Так, некоторые полагают, что дракон возник из стилизованных описаний таких реально существующих животных, как змеи, рыбы, крокодилы. Например, в Баньпо (пров. Шэньси, культура Яншао), фигурирует удлиненный змеиноподобный рыбий мотив. Однако далеко не всеми разделяется теория, что именно рыбы были прототипами дракона.
Согласно другой гипотезе (ее отстаивает китайский исследователь Хэ Син) первые драконы изображали Crocodiles porous, самую большую из живущих рептилий. В частности, в качестве доказательства используется тот факт, что крокодилы очень чутко чувствуют изменение атмосферного давления и приближение дождя. А дракон, как известно, повелевает водной стихией, прежде всего, дождями. В старых текстах также встречается упоминание о драконах, напоминающих крокодилов. Например, в «Истории [династии] Чжоу» упоминается некий воин, которому вменялось в обязанность убить драконов, наводнивших воды реки у его родной деревни; по виду эти драконы напоминали крокодилов.
Ряд исследователей полагают, что прототипами китайских драконов могли выступать такие ископаемые рептилии, как Tyrannosaurus Rex, Brontosaurus или Pterodactyl, которые имеют определенное сходство с драконами. Однако эта версия также опровергается: окаменелости не передают всего набора черт, присущих драконам, и поэтому вряд ли древние люди, глядя на них и используя их (окаменелости широко применялись, в частности, в китайской медицине), могли реконструировать облик доисторических гигантов, исчезнувших задолго до возникновения человечества.
Довольно распространенная версия, что дракон появился в результате соединения тотемов различных племен как результат их слияния. Форма свернувшейся в кольцо змеи или дракона играла важную роль в ранней китайской культуре.
Легендарные прародители китайской нации Фу Си (伏羲, согласно китайской историографии правил с 2852 по 2737 год до н.э.) и Нюйва (女媧, супруга и сестра Фу Си) часто изображаются с переплетенными змеиными хвостами. Считается, что именно змея была тотемом легендарного Желтого Императора – Хуанди (黃帝, якобы правил с 2697 по 2597, или с 2698 по 2598 год до н.э.). По преданию, когда Хуанди покорял другие племена, он присоединял их тотем к своему собственному; это объясняет, почему дракон сочетает в себе черты различных животных.
Некоторые исследователи также указывают на определенное сходство китайских драконов и индийских нагов – драконообразных змиев, считающихся покровителями буддизма. Наги имеют человеческое лицо, змеиных хвост, и подобно драконам делились на небесных, божественных, земных и подземных.
Еще один взгляд на происхождение драконов – что концепция драконов была создана в период развития первобытного сельского хозяйства и отражает чаяния первых земледельцев Китая. Так, Чжоу Чунфа, археолог и вице-директор Управления культурного наследия провинции Хубэй полагает, что прототипом дракона была молния, и китайское произношение слова дракон – лун, напоминает естественный звук грома. Первобытное сельское хозяйство зависело от дождей, и потому первобытные люди поклонялись многим существам, живущим в воде, например, карпам или крокодилам. И постепенно их черты были добавлены в образ дракона.
Предки китайцев создавали региональные вариации драконов, наделяя их чертами определенных животных. Так, люди, жившие вдоль реки Ляохэ в северо-восточном Китае, добавили в образ дракона черты борова; в Центральном Китае появилась корова-дракон, в Шаньси – змея-дракон и т.д. постепенно сложился целостный образ дракона, переходящий из поколений в поколения и распространился по всему Китаю.
Таким образом, каково бы ни было реальное происхождение идеи дракона – как сочетание тотемов, образ ископаемых рептилий или выражение молнии, ясно одно – постепенно дракон превратился в один из главных символов китайской культуры.
Значение этого мифического существа в жизни китайского народа велико, это доказывает и то, что к 7 веку до нашей эры изображения драконов встречалось на всех одеждах, музыкальных инструментах, воротах, рукоятке мечей, посуде, воротах и других архитектурных сооружениях.
Великое влияние драконов на китайскую культуру, менталитет и воспитание доказывает множество народных поговорок с участием этих существ, более того, народ всегда говорил о своем императоре с добавлением слова «лун», это касалось и личных вещей правителя, и его потомства и некоторых личностных качеств.
По легенде, дракон является прародителем всех животных. Считается, что и все императоры Китая являются прямыми потомками драконов. Согласно китайскому преданию, "Жёлтый" император в конце своей жизни превратился в дракона и улетел в небеса. Истинный правитель должен иметь родинку, похожую на дракона. Практически во всех династиях императорский трон назывался «драконьим престолом», а герб государства украшало изображение дракона. За ношение простолюдином одежды или аксессуаров с изображением этого великого существа он подлежал смертной казни.
Во времена легендарного правителя Фуси в Китае были введены чины и ранги с присвоением каждому драконьего покровителя.Высшие чиновники (7 ранг) носили халаты и одеяния украшенные золотыми драконами лун с 5 когтями на лапах. На одеянии более низких чинов красовался дракон манн с четырьмя когтями. В те времена иерархия драконов зависела от числа когтей на лапах и способности летать. На высшей ступени стояли летающие драконы, у них в подчинении были духи-драконы, далее земные, они некогда летали, но способность эту потеряли. Список замыкали подземные существа, им вменялась обязанность охраны кладов.
(продолжение http://wuxing.com.ua/2020/01/08/o-kitayskih-drakonah2/ )
По материалам сайта Пекинского управления по делам культуры и туризма