Легенды Кунг Фу УДАН

В центре Китая, на северо-западе провинции Хубэй имеется горный массив. Изначально эти горы назывались Тайхэшань (Горы Великого Покоя), но после того, как монах Чжэнь У, постигнув Дао, на глазах вознесся на небо, их переименовали в Уданшань (Горы Становления У).
Большая концентрация даосских монастырей в горах Удан и привела к тому, что здесь образовались свои стили ушу, которые объединяют под названием "уданское направление". Первые упоминания об уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль "нэйцзяцюань" (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить маньчжурской династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя "удандао" (путь гор Удан) среди местных чиновников. Самым типичным уданским стилем считается "удан тайи усин циньпу" (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый "уданцюань" (кулак гор Удан). Стиль был создан даосским наставником Чжан Шоусином где-то в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка делится на тренировку шагов и тренировку рук, существует 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокирований, ноги шагают по дугам, перемещения идут по извилистым, "змеиным" траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не на грубую силу. К уданскому направлению также относятся такие стили, как : "кунмэньцюань" (кулак врат пустоты), "юймэньцюань" (кулак врат рыбы), "цзюгун шибатуй" (18 ног девяти дворцов), "уцзицюань" (кулак беспредельности), "яоцзы чанцюань" (длинный кулак ястреба), "юаньжоу фудицюань" (кулак трущей обезьяны спрятавшейся у земли), "любу саньшоу" (приемы поединка шести шагов). Очень популярным стилем является "уданцзянь" (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд "табельного оружия". Этот комплекс можно тренировать в одиночку, но существует и детально разработанный вариант комплекса "уданцзянь" для двух человек. Как и в других даосских системах, во всех стилях параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела. Уданский кулак — это одно из важнейших направлений ушу. Среди любителей боевых искусств бытует выражение: "север славен Шаолинем, на юге почитают Удан". В этом направлении в основном укрепляют цзин, ци и шэнь, мыслью движут ци, с помощью ци стимулируют силу. Стараются мягким побеждать жесткое, коротким покорять длинное, выйти последним и контролировать человека. Занятия этими стилями позволяют укрепить здоровье и продлить годы жизни. К этому направлению помимо знаменитых стилей внутренней семьи — синъи, багуа, тайцзи — относятся и другие стили, неизвестные широкой публике, не передаваемые вовне и почти исчезнувшие. Крупнейшие стили, распространившиеся с уданских гор, таковы: 1.Юймэньцюань (кулак врат рыбы) Юймэньцюань вобрал в себя спокойные движения и прыжки плавающей рыбы, ловкость трансформаций преследований, ловкость приложения силы рыбака, тянущего сети. В этом стиле требуют "расслабить поясницу и осесть бедрами, опустить ци в даньтянь, присутствуют и быстрое и медленное, жесткое и мягкое взаимно опираются, легко и естественно погружаться, непрерывно и без остановок". У Чжэнцин в "Истинное учение тайцзи" пишет: "Юймэньцюань, форм каркаса — 13 дорожек, в методах применения много общего с тайцзи. Также есть методы туйшоу...". В таких движениях этого стиля, как "вяленая соленая рыба к новому году", "старый мужик хватает ворота", "выплеснуть воду из чашки" имеются прикладные приемы циньна, мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника. Так как выброс силы в этом стиле подобен тому, как бьется рыба, то отсюда и название. Есть также название "Уфэн бэнли" ("с силой налететь на пять пиков"), так как в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела — голову, плечи, локти, ягодицы и колени, в мягких движениях внезапно проявляется взрывной выброс силы. Есть уподобление рыбе выпрыгивающей из воды, выброс силы быстрый и резкий. Этот стиль был продемонстрирован в 1980 году на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине врачом китайской медицины из Хубэя семидесятилетним Минь Цзунжу. Почтенный Минь демонстрировал юймэньцюань с ловким корпусом и живыми шагами, словно рыба играющая в воде. Учитель Минь преемствовал науку знаменитого Уханьского учителя Минь Бае. 2.Бачжэ (восемь сгибаний) Бачжэ это кунмэнь ("врата пустоты"). В этом стиле имеется "восемь с половиной комплексов" - лунши (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), юньянь (ласточка в облаках), чжаньшань (стоять на горе), сяшань (спуститься с горы), чудун (выйти из пещеры), бачжэ (восемь сгибаний), билунчжу (дракон наседает на жемчужину). Так как они идут от простого к сложному, то "бачжэ" - сравнительно сложный комплекс, довольно много движений боя на земле, в народе его прозвали "цзюгунь шибадяо" ("9 кувырков, 18 падений"). В него входят движения, требующие высокого мастерства - "две летящие ноги уток-мандаринок", "выдернуть лук из песка", "нанести парный толчок ногами в воздухе и приземлиться в шпагат", "потерпев поражение смести ногой", "черный дракон обвивает колонну и поднимается", падение "сушить одежду" при котором в землю упираются плечом и локтем, удар двумя ногами в прыжке "заяц дважды толкается". Без многолетней тренировки успеха в них достичь трудно. Основные особенности этого стиля таковы: существуют специальные упражнения для наработки применения приемов, как например "чайчуй" ("ломающий удар"), при выбросе кулака он летит по дуге словно вышвырнутый, при попадании в цель используют толчок ноги, поворот бедер, подачу плеча, встряхивание запястья, сила глубокая и длинная, достигает внутренних органов, словно сотрясается положенная в железный шкаф фарфоровая чашка. "Изгородь" - это метод атаки сбоку, как говорится в трактатах по кулачному искусству "есть сила — прешь вперед, нет силы — наступаешь с боков". Когда противник рубит по голове - используешь метод перенаправления приходящей силы "спрятать тело и уйти в сторону", шагаешь вдоль атаки, атакуешь правой рукой и используя целостное усилие всего тела поражаешь врага, непрерывно преследуя и излучая силу. "Десять пальцев вцепились в землю, голова упирается в небо, вдоль шага подать бедра, оживить оба плеча", "голова упирается в небо - как железная, руки давят на плечи и подмышки, руки - как ватные, поясница — словно из железа" так описываются требования к методам кунмэньцюань. В 1980 году на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине этот стиль демонстрировал Цзоу Дэхуа из Уханьского института физкультуры. 3.Тайи усин циньпу (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Единого) В этом стиле культивируют ци и укрепляют тело, покоряют врага и защищают себя. Ценят ум, а не силу, ценят трансформацию, а не упрямство. Требуется, чтобы сердце и дыхание взаимно координировались, поясница следовала вращению бедер, движение и покой были естественны, руки обхватывали, ноги шагали по дугам, движешься по змеиным траекториям, усилие — словно у шелковичного червя, все расставляется точь в точь куда надо, покоряешь врага захватами, набрасываниями и блокированиями, словно бегущая вода и летящие облака, предугадать невозможно, для тренировки достаточно небольшого квадрата. Цзинь Цзысоу из провинции Чжэцзян родился в 1929 году, изучал этот стиль в горах Удан у даоса Ли Хэлиня. В 1980 году он демонстрировал этот стиль на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу в Наньнине. 4.Цзюгун шибатуй (восемнадцать ног девяти дворцов) В этом стиле основными являются методы действий ногами. Основными методами действий ногами являются: сметание, копание, подвешивание, зацеп крюком, обматывание, опутывание, осведомление, растаптывание, - нижние девять методов, и тань, чуай, дан, дянь, ти, бье (ковылять), тяо, лянь, тань, шуанфэй - девять верхних методов. Это - даосские методы самозащиты высокой практичности, для каждого метода есть метод одиночной тренировки, а также метод тренировки в паре. Но это еще не все тонкости уданцюань. К примеру, стоит обратить внимание на то, что про траектории шагов говорят, что они "словно змеиные". А ведь в Китае существуют легенды о том, что когда жизнь змеи подходит к концу, то она превращается в дракона. Интересное перевоплощение, не так ли? Поговаривают, что людей, изучавших уданцюань, тоже постигали некоторые метаморфозы. Особенно это касалось внешнего вида. Например, у одного человека вдруг резко почернели ранее седые волосы, и в своем, уже достаточно почтенном возрасте, он стал выглядеть совсем как юноша. К слову, в те времена не было ни краски для волос, ни пластических хирургов, ни каких-либо особых кулинарных рецептов. Так что, когда речь идет о позитивном влиянии на состояние здоровья, то и такой вариант развития событий тоже стоит учитывать. К сожалению, стиль уданцюань не особо распространен. И уж точно не идет ни в какое сравнение по популярности с такими стилями как тайцзицюань, вин чун или джиткундо. Все дело в том, что издавна мастера этого стиля очень тщательно выбирали себе учеников. И при выборе основывались не только на физических данных, но и на основных чертах характера человека. На самом деле это очень правильное решение. Ведь истинные мастера уданцюань поражают своими умениями. А такие знания не должны попасть в плохие руки. К тому же, еще в старинных даосских трактатах сказано о том, что "Дао не должно передаваться всем и каждому". (По материалам статей о традиционном ушу) Ян Юн, Юань Линьлинь Четыре знаменитых уданских стиля
Запись опубликована в рубрике Новости Школы, Размышления о Дэ с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий